Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
Материалы и статьи » Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней сто­роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин­валидность) и внутренней (например, комплекс неполно­ценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное). Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптация или реадаптация людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих. То есть, основные цели должны сводиться к достижению такого результата, когда необходимость в помощи работника социальной сферы у клиента отпадает. Реализатором целей социальной работы является специалист по социальной работе, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах. Социальная работа – это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и так далее. Ее эффективность во многом зависит от самого специалиста по социальной работе, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.Специалист по социальной работе занят разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Его работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы. Это воспитательный, фасилитативный и адвокативный подходы. При первом подходе специалист по социальной работе выступает в роли учителя, консультанта, эксперта, дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения. При втором – осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность специалиста при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов. Третий подход применяется тогда, когда специалист по социальной работе выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений. Следовательно, для того, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, а также быть готовым использовать данные знания, умения и навыки в работе. Однако существует проблема, которая заключается в готовности молодого специалиста по социальной работе достойно выполнять цели социальной работы. Откуда происходит противоречие: готов или не готов молодой специалист по социальной работе к профессиональной деятельности. Перед данной курсовой работой поставлена проблемная ситуация, которую необходимо изучить, - это готовность молодого специалиста к самостоятельной работе с клиентом социальной работы.

Изучением указанной проблемы занимались многие авторы. Можно особо отметить следующих. Л.В. Куриленко выявлена специфика профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, выделены особенности подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе. Критерии профессионального статуса специалиста по социальной работе определены  О.А. Гуриной, социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы описана в статье Н.Ю. Клименко. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе изучены В.А. Никитиным. Н. Платоновой рассмотрен профессионализм социального работника как основа успешной социальной политики. Структура и этапы развития в ВУЗе профессиональной культуры специалиста социальной работы освещены в статье А.П. Позднякова. Изучением взаимодействия социального работника и клиента занималась Н. Птицына. Профессиональные качества и способности молодого специалиста определены как критерии его социальной мобильности в статье Н.Е. Сараповой. О росте профессионального уровня специалистов написала в своей статье О. Селиверстова. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения рассмотрена В. Туринским; подготовка кадров для социальной сферы и современные образовательные программы – Ю.В. Шепетуном; подготовка специалистов социальной сферы – А.А. Шулусом; социальная сфера и подготовка кадров – Е.Р. Ярской-Смирновой; потребность в кадрах для социальной работы – Р. Фасхиевым. Новые технологии в системе повышения квалификации кадров социальной сферы изучены Т.В. Шеляг. Профессионализм и возраст сопоставлены в статье Ю. Яновской. Социальным работником нужно родиться, предполагает Р.Н. Соломатина. Обязанности, умения и мотивацию труда персонала социальной службы освещает Л.Б. Ребристова в журнале «Работник социальной службы». Правовое, организационное и научно-методическое закрепление профессии «социальная работа» в изменяющейся России описывает в своей статье Л.В. Топчий. И.И. Клеин и А.Н. Бячкова приводят методы предотвращения конфликтов в работе с клиентами учреждений социального обслуживания. Содержание и организацию труда социального работника рассматривает Л.М. Рокавин. Трудности профессионального взаимодействия и возможности построения новых отношений консультанта и клиента приведены в статье Л.В. Макарова.

Данными и многими другими статьями в основном рассматриваются проблемы обучения и подготовки специалистов социальной работы, содержание и организация труда специалистов по социальной работе, профессионализм и компетентность специалистов по социальной работе. Аспект, касающийся готовности молодых специалистов по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом, остается менее изученным.

В связи с этим, целью работы является определение готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом.Для достижения цели необходимо решение следующих задач:1 – рассмотреть особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе;2 – изучить требования к специалисту по социальной работе в реальной практике;3 – проанализировать применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом;4 – описать методику изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности;5 – проанализировать результаты социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности;6 – разработать рекомендации молодому специалисту по социальной работе, необходимых в решении его профессиональных проблем.


Похожие статьи:

Мотивация волонтеров в социальных учреждениях. Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе
Проблему мотивации волонтеров рассматривали в своих работах различные зарубежные и отечественные психологи, социологи, педагоги, экономисты, а также специалисты по менеджменту. Данная тема недостаточно хорошо освещена как в научной, так и ...

Политика образования
Возможность доступа к образованию, в отличие от реального доступа к нему, означает, что общество должно позаботится о создании механизмов, способствующих выявлению наиболее талантливой молодежи из различных социальных групп населения и об ...

Виды социальных показателей. Качественные и количественные
Качественные показатели только констатируют наличие или отсутствие качества в терминах номинальной шкалы (пол, национальность, возраст). Количественные показатели свидетельствуют об интенсивности проявления свойства в значениях «больше-ме ...