Мотивация волонтеров в социальных учреждениях. Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе
Страница 1
Материалы и статьи » Мотивация волонтеров (на материале исследования мотивации волонтеров Кризисного центра г. Апатиты) » Мотивация волонтеров в социальных учреждениях. Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе

Проблему мотивации волонтеров рассматривали в своих работах различные зарубежные и отечественные психологи, социологи, педагоги, экономисты, а также специалисты по менеджменту. Данная тема недостаточно хорошо освещена как в научной, так и в публицистической литературе. Эту проблему в разное время рассматривали такие российские психологи, как О. Фетисова, Е. Буглак, О. Кликунова, А.К. Маркова, Н.А. Низовских, И.Ф. Албегова, Г.Б. Казначевская, И.И. Фришман, В.Н. Якимец, российский экономист Е. Шекова, социолог Н.П. Пешков. Также данная тема рассматривалась зарубежными психологами и социологами Д. Майерсом, М. Дарли, К.Д. Бэтсоном. Для освещения проблемы мотивации волонтеров в данном параграфе необходимо рассмотреть основные теории, точки зрения, касающиеся мотивации, которые предлагались в разное время различными специалистами в области психологии, педагогики, менеджмента, социологии. Также необходимо осветить основные мотивы, стимулирующие волонтеров к добровольческой деятельности.

Российский экономист Е. Шекова в своей статье, касающейся волонтерства, обращает внимание на то, что добровольчество является особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая строится на определенных механизмах стимулирования. Автор пишет: "Волонтерская работа всегда нуждается в поощрении . Хотя волонтерство основано на принципе бескорыстности, "бесплатности" выполняемой работы, люди, которые занимаются добровольчеством, нуждаются в поощрении, мотивации» [48, с. 58].

Чтобы более цело представить себе проблему мотивации волонтеров, необходимо разобрать причины, из-за которых люди идут работать в то или иное учреждение на добровольческой основе.

Холостова в "Словаре-справочнике по социальной работе" пишет: " Мотивы для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном признании; желание приобрести новую работу или профессию, добиться улучшения деятельности социального учреждения" [46, с. 182]. В брошюре Мурманского областного благотворительного фонда «Новое начало» «Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности» в главе «Секреты работы с добровольцами» говорится о том, что большинство людей добровольно жертвуют своим свободным временем потому, что они заботятся о других и хотят повысить качество жизни в своем сообществе. Но часто добровольцы хотят также, чтобы работа удовлетворяла и другие личные потребности [38]. Американские психологи М. Дарли, К. Д. Бэтсон в одной из своих работ выделяют несколько причин альтруизма, мотивации к безвозмездному труду: "1. В коллективе единомышленников люди более склонны оказывать безвозмездную помощь, чем поодиночке . Очень часто большинство волонтеров тех или иных социальных организаций составляет начинающие практические психологи, не имеющие опыта работы, им гораздо проще начинать свою практическую деятельность в организации, где они могут пройти дополнительное обучение, поддержку более опытных коллег, обсудить свой первый опыт консультирования и так далее" [43, с. 204]. Также авторы выделяют наличие свободного времени, стремление восстановить "Я" - образ. [43, с. 205-206]. Также можно привести цитату из работы Яницкого: "Мотивы для вступления в ряды волонтеров существуют достаточно разнообразные . Данные исследования, которое было проведено специалистами в одном из Кризисных центров, позволяют сделать вывод о некоторых потребностях и мотивах, побуждающих добровольцев работать в данной общественной организации: а) стремление справиться с собственными личными и семейными проблемами; б) удовлетворение потребности в самосовершенствовании и самореализации; в) возможность широкого социального и профессионального общения" [54, с. 56]. В брошюре Мурманского областного благотворительного фонда «Новое начало» «Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности» в главе «Секреты работы с добровольцами» говорится о том, что большинство людей добровольно жертвуют своим свободным временем потому, что они заботятся о других и хотят повысить качество жизни в своем сообществе. Но часто добровольцы хотят также, чтобы работа удовлетворяла и другие личные потребности [49]. Авторы сборника также пишут: "Почему волонтеры не перестают работать бесплатно? Большинство людей добровольно жертвуют своим свободным временем потому, что они заботятся о других и хотят повысить качество жизни в своем сообществе. Но часто добровольцы хотят также, чтобы работа удовлетворяла и другие личные потребности" [38]. Психологи также пишут, что люди, занимающиеся волонтерской деятельностью, чувствуют благодарность; они видят собственную способность что-то изменить; они имеют шанс самосовершенствоваться [38]. Здесь можно добавить слова И. Левдера. Он пишет о том, что добровольцы вовлечены в решение важных проблем, принятие решений. "Люди, которые занимаются добровольческой помощью, понимают, что группа людей – волонтеров может сделать нечто важное. Более того, у таких людей есть шанс испытать себя . Вместе с этим, они приобретают опыт работы и используют данный опыт в новой обстановке" [18, с. 49]. Некоторые специалисты, рассматривающие проблему мотивации волонтеров, выделяют несколько видов (категорий) волонтеров, которые имеют различные мотивы для работы в общественных организациях. Н.А. Потапова выделяет ("достаточно условно") несколько категорий добровольцев, имеющих различные мотивы для занятия волонтерской деятельностью: "Во-первых это люди, удовлетворяющие, прежде всего, потребности в само- и взаимопомощи, восстановлении самоуважения через помощь другим людям (например, ими могут быть пенсионеры, домохозяйки, безработные). Для этой категории характерно пониженное настроение, наличие личностных проблем, требование внимания со стороны руководителей и специалистов центра" [34, с. 68]. Ко второй категории людей Потапова относит тех, кто имеет много свободноо времени, которые ценят свою независимость, испытывают некоторый дефицит общения. Сюда автор относит домохозяек, студентов, одиноких людей всех возрастов [34]. "К третьей категории, - пишет Потапова, - можно отнести людей, стремящихся к профессиональному росту» [34]. Потапова также добавляет, что каждая из названных категорий людей нуждается в отдельном подходе, если речь идет о мотивации [34].

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Техники и приемы
Аналитические приемы: традиционный анализ сновидений, свободных ассоциаций, фантазий, пересекающихся переносов-контрпереносов, индивидуального, семейного сопротивления (защит), актуальных переживаний членов семьи с помощью конфронтации, п ...

Трудовые пенсии в Российской Федерации
Одним из наиболее важных аспектов социальной политики государства является политика в области пенсионного обеспечения граждан. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от17 декабря 200 ...

Требования к программе исследования
Первое и главное - она должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываю ...