Теоретические основы социальной коммуникации. Понятие и суть социальной коммуникации
Страница 1
Материалы и статьи » Реклама как вид социальной коммуникаций » Теоретические основы социальной коммуникации. Понятие и суть социальной коммуникации

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются[1]:

1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент);

2. Средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

3. Предмет коммуникации (какое – либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

4. Эффекты коммуникации – последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это:

- передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

- процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом;

- механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)

Что - сообщение

Как - способ передачи сообщения, канал

Кому - аудитория, которой адресуется сообщение

Зачем - с каким эффектом, эффективность.

Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и социума в целом.

Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования неизбежны.

В настоящее время термин социокоммуникация имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как:

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира,

б) общение - передача информации от человека к человеку,

в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Для социальной коммуникации важны все три толкования термина:

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Основные направления совершенствования методологии социального прогнозирования. Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования
Основная задача прогнозирования – развитие методологии прогнозирования с целью повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогнозирования входит изучение особенностей прогнозирования как формы конкретиз ...

Основные процедуры контент-анализа
Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть[2]: · понятия, выраженные в отдельных терминах; · темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.; · имена, фамилии людей; · со ...

Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества. Социальный статус и ролевая активность личности
Одной из важнейших категорией при обсуждении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъя ...