История развития социальных отношений в России
Страница 2

Борис Годунов поддерживал и расширял систему общественного призрения. Во время неурожая он повелел привезти много хлеба из сопредельных государств и окрестностей Волги, все архиереи, монастыри, бояре должны были продать царю излишки хлеба за полцены для раздачи бедным.

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения Романовых в 1613 году. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676) – Приказ строения богаделен. Впрочем, мера эта, была, скорее лишь благотворительным актом самого царя и ближайших к нему лиц[13].

Большой вклад в общественное призрение внес царь Федор Алексеевич. Именно в его царствование наметился определенный прелом в борьбе с нищенством – в нее включилось государство. По его указу от 1682 года в Москве было построено два госпиталя, в Указе также обращалось внимание на то, что среди действительно нищенствующих и убогих много таких, которые могут работать, поэтому такие «нищие» должны будут хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу.

По-своему стремился искоренить нищенство Петр I – прежде всего, прямо запретив подавать милостыню приносящим подаяние. Петр небезосновательно считал нищенство и нищелюбие одной из причин роста тунеядства и паразитизма в стране и поэтому энергично и последовательно боролся с ним. В Указе от 30 ноября 1691 г. «О забирании нищих, притворяющимися увечными, и о наказании их» сказано, что «известно им Великим государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и жмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы».

Эти и другие меры Петра I в области призрения носили в основном характер «вразумляющего принуждения», но была и позитивная программа в социальной сфере, которая претворялась в жизнь. В первой четверти XVIII века значительно расширилось так называемое закрытое презрение (т.е. содержание в различных и заведениях благотворительного толка) новых для России категорий населения: незаконнорожденных, или «зазорных» младенцев, «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат», инвалидов из матросов и солдат, душевнобольных и «дураков» (безумных от рождения) и др.

По Указу Петра I от 3 мая 1720года все офицеры и нижние чины по удостоверению Военной коллегии оказавшиеся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определялись на жительство в монастыри богадельни, им выдавалось пожизненное содержание. Впрочем, через четыре года, вследствие многочисленности инвалидов, Указом от 6 февраля 1724 года из этого перечня были изъяты женатые инвалиды (их уже не могли поселять в монастыри)[14].

При Петре введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами – так называемое «открытое презрение». Главное же начинание Петра Алексеевича – ограничение роли церкви в социальной политике России и, соответственно, устройство призрения на новых государственных началах – с помощью светских структур (городские и светские магистраты, финансовые ведомства, старосты и сотские).

История социальной помощи в России показывает, что в ней сосуществовали и, в известной мере, конкурировали две тенденции: государственная система презрения и благотворительность. «Идея общественного презрения, кА отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его и требовала по условиям времени практического применения[15]. Важно выяснить, в каком отношении находилась она к благотворительности, этой древнейшей форме общественного попечения.

В России общественное призрение – отрасль государственного управления – не отрицало благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Больше того, государство признавало ее законность и видело в ней важнейший источник финансирования презрения. Новая политика в общественном попечении о бедных стремится регулировать и направлять благотворительность, упорядочить ее и в определенной степени подчинить государственным интересам.

Во второй половине XVIII века складываются условия в России реорганизации всей социальной сферы. Екатерина II стремилась превратить империю в великую передовую страну, в том числе и в культурном развитии. В 60 – 70-е годы с помощью личного секретаря Екатерины И.И. Бецкого создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности»; Училище для девиц благородного происхождения и мещанского звания (будущий Смольный институт); шляхетский кадетский корпус; Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей и др. Все они были благотворительными и существовали на средства государства.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Прогнозы на ближайшее десятилетие
За первое полугодие 2007 г. прирост населения России увеличился почти в два раза – не за счет изменения соотношения показателей смертности / рождаемости, а в результате миграционного обмена со странами СНГ. Если за первые 6 месяцев 2006 г ...

Безработица
Безработица стала одной из основных причин бедности населения. Кроме семей с объективно низким социально-экономическим потенциалом - многодетных, неполных, имеющих в своем составе пенсионеров и инвалидов, а также одиноких пенсионеров, ка ...

Какие существуют типы социальных учреждений для лиц бомж
В социальных учреждениях лицам бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся ...