Мотивация волонтеров в социальных учреждениях. Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе
Страница 2
Материалы и статьи » Мотивация волонтеров (на материале исследования мотивации волонтеров Кризисного центра г. Апатиты) » Мотивация волонтеров в социальных учреждениях. Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе

Американские психологи М. Олчман и П. Джордан в своей работе, касающейся добровольцев, говорят о том, что очень часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. "Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, - пишут они, - ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать . По результатам опроса, проведенного специалистами в области психологии, были выявлены следующие факторы мотивации добровольцев: "хочу помогать нуждающимся людям - 61%; надеюсь научиться чему-то новому - 46%; хочу иметь какое-то занятие - 41%; для собственного удовольствия - 31%; хочу познакомиться с новыми людьми - 29%; хочу ответить людям за добро добром - 11%; хочу бороться с определенной проблемой - 7%; у меня есть свободное время - 4%" [33, с. 278]. Авторы также отмечают, что часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких-то ценностей [33].

Психолог Е. Неволина отмечает, что людей, которые начинают заниматься добровольческой, бескорыстной деятельностью, мотивируют те, или иные внешние (а также внутренние) стимулы. Она пишет: "Когда люди более всего склонны оказывать помощь? По данным исследования специалистов, люди мотивированы к оказанию помощи, во-первых, когда видят, что другие "бросились" помогать, и, во-вторых, когда они не спешат . Личностные влияния, например, настроение, тоже имеет значение. Совершив какой-либо проступок, люди чаще желают оказать помощь, явно надеясь тем самым облегчить чувство вины или же восстановить свой Я-образ. Опечаленные люди также склонны к оказанию помощи" [29, с. 15]. Психологи Фетисова, Буглак, Кликунова отмечают, что «по проведенным исследованиям Московского Дома милосердия среди московских добровольцев, можно выделить следующие важнейшие мотивации, побудившие людей заниматься добровольчеством: быть социально полезным – 89%; способствовать изменениям в обществе – 50%; самореализация – 36%; поиск единомышленников – 36%; из чувства долга за полученную в прошлом помощь – 19%; интересно провести досуг – 15%; решить собственные проблемы – 10%" [38].

Добровольчество, хотя оно и является безвозмездным, бесплатным трудом, должно постоянно поощряться. И. Левдер пишет в своей работе: "Один из важных принципов управления волонтерами в различных учреждениях состоит в том, чтобы поощрять добровольца, поддерживать его. Это может быть как как какое-то вербальное поощрение, так и материальное . Нередко проблема состоит в самом волонтере. Человек может работать на добровольных началах в той или иной организации, однако, не получая ни какого вознаграждения, волонтер теряет мотивацию . Работать в качестве добровольца . совсем не значит не получать никакого вознаграждения. Стимулирование должно быть со стороны" [18, с. 52]. Здесь же можно привести слова психолога Е. Неволиной, которая говорит о том, что добровольчество необходимо поощрять, мотивировать. В одной из своих работ она пишет: "Волонтерство - это труд заведомо бесплатный, безвозмездный. Однако, потребности свойственны всем людям, не зависимо от их качеств и занятий . Потребности свойственны и волонтерам. Все добровольцы социальных организаций должны быть поощряемы руководством, специалистами. Это один из важнейших моментов управления волонтерами" [29, с.17].

Н.А. Потапова в своей работе, касаясь мотивации добровольчества, обращает внимание на то, что специалисты организаций, в которых работают волонтеры, обязательно должны знать ценностные ориентации, интересы, качества, а также мотивы добровольцев. Мотивация волонтеров будет выше только в том случае, если их деятельность будет подкреплена какими-либо стимулами извне. Причем, наибольший эффект мотивации будет тогда, пишет Потапова, когда специалисты будут стимулировать своих волонтеров, исходя из их потребностей, установок, мотивов к работе. Здесь также можно добавить следующее: "Из результатов исследований, проводимых в разное время психологами, были выявлены следующие тенденции: в число приоритетных ценностей волонтерами было отнесено "Благополучие в семейных отношениях", при этом только треть всех опрашиваемых отметили высокий рейтинг семейного благополучия . Среди актуальных ценностей были названы «возможность для самосовершенствования и самореализации», «удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами». Эти ценности у волонтеров центра имеют высокий рейтинг удовлетворенности. Причем высокая степень удовлетворенности этих ценностей отмечена и теми волонтерами, которые не включили их в состав приоритетных или актуальных ценностей" [34, с. 73]. Также автор пишет, что "важной характеристикой волонтерской группы является ориентация на возможность управления другими, осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях, быть первым руководителем в организации. Данная мотивационная установка связана с особенностями организаций, в которых проводилось исследование: в общественной организации существует возможность получить опыт управления, так как отсутствуют жесткие требования к сотрудникам (наличие стажа, образование)" [34, с. 73]. Кроме этого, замечает Потапова, поскольку для общественных организаций не характерно наличие четкой организованной структуры, работа в них строится преимущественно на основе неформальных взаимоотношений между членами организаций, управление организацией осуществляется на основе принципа коллегиальности, поэтому любой сотрудник имеет возможность участвовать в процессах управления [34]. "Также хотелось бы отметить высокие оценки мотивационной установки на предпринимательство, что в данном случае означает не столько стремление к получению прибыли, сколько стремление создавать и строить нечто новое, вынашивание революционных идей и реализация их на практике, желание экспериментировать . Данное стремление может быть реализовано в общественных организациях, так как они открывают больше возможностей для внедрения инновационных технологий" [34, с. 75]. Мотивационных установок также касается психолог Н.В. Ходырева. Она говорит о том, что "ведущим мотивом трудовой деятельности членов общественных организаций является карьерный рост. Это подтверждает предположение о том, что для большей их части работа в НКО - это необходимый этап профессионального роста, на котором происходит накопление навыков работы с различными категориями населения . Так же хотелось бы отметить высокий показатель значимости удовлетворения, получаемого от хорошо выполненной работы, это подтверждает предположение о том, что безвозмездная помощь нуждающимся позволяет удовлетворить потребность в самоуважении и самореализации" [45, с. 51]. Кроме этого, пишет Ходырева, немаловажным фактором, повышающим трудовую активность волонтеров НКО является реализация потребности в уважении и ориентация на престиж [45]. Психолог добавляет: "Таким образом, ведущие мотивы трудовой деятельности волонтеров НКО складываются в определенный мотивационный комплекс, который, с одной стороны, не является оптимальным с точки зрения общей системы управления персоналом (так как внешняя положительная мотивация преобладает над внутренней, что обеспечивается эффективной системой стимулирования трудовой активности, например, стажировки за границей, бесплатное обучение, тренинги и т.д.), с другой стороны, он наиболее эффективен для НКО в сложившихся условиях, когда недостаточно волонтеров с высоким уровнем внутренней мотивации" [45, с. 78].

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Выводы
В результате проведенного исследования было получено достаточно репрезентативных данных, чтобы утверждать, что цель и задачи работы были достигнуты. Отметим, что следующие гипотезы, предложенные нами, также нашли свое отражение в действит ...

Формирование наркотической зависимости. Наркомания как форма отклоняющегося поведения
Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это: 1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям; 2. С ...

Философия ценностей
В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценност ...