Макс Вебер и его теория социального действия

Макс Вебер (1864-1920) условно завершает классический период развития социологии и одновременно открывает новый, современный период. Он стремился повернуть науку в новое русло так называемой гуманистической социологии, главная особенность которой заключалась в антипозитивистской направленности. Для гуманистической социологии характерно изучение социальных фактов изнутри, а не снаружи. Её представителей больше волнуют цели индивидов, чем их внешнее поведение, они интересуются не столько объективной ситуацией, в которой оказываются индивиды, сколько тем, как индивиды истолковывают данную ситуацию.

Вебера интересует не всякое взаимодействие индивидов, а только такое, в котором участвуют осмысленно, сознательно. Он считал, что при таком взаимодействии индивиды учитывают в своих действиях поведение других и пытаются влиять на него. Поэтому социальное взаимодействие не рассматривается как простое следствие взаимосвязи стимул - реакция, а привязывается скорей к сфере значений и смыслов, чем к институтам или рефлексам. В этом отношении признавалось необходимым использование такой процедуры, как понимание, что считалось противоположностью по своему характеру природоведческой операции пояснения, рекомендованной для использования в социальной науке позитивистами. Хотя возможности понимания как исследовательской процедуры до сих пор не выяснены достаточно, её использование в современной социологии признается обоснованным. Вебер был одним из первых, кто сделал значительный вклад первоначальное формирование данной процедуры.

Вообще Макс Вебер известен тем, что придавал большое значение роли субъективных компонентов познания в социальных науках. В этом отношении его понимающая социология стала одной из первых в истории социологической мысли попыток проследить участь субъективных компонентов в познании общественных явлений. Проблематика понимания, смысла, ценностного анализа явлений культуры и социальных действий, рассмотрение функций научных ценностей и практических оценок - вот далеко не полный перечень всего того, что интересовало Вебера в связи с анализом субъективности в социологическом познании. Вебер исходит из того, что действительность, которой занимается социальная наука, состоит из неисчислимого количества элементов, черт, факторов, явлений. По своему характеру эта действительность аморфна, неупорядочена, хаотична. Задачи социальной науки, которую Вебер называет наукой о действительности, заключается в стремлении понять реальную жизнь в ее своеобразии, определить культурную значимость явлений в их специфическом виде, выявить причины их исторических особенностей. Социальные институты - семью, право, религию, акционерные товарищества и т.п.- Вебер рассматривал как вторичный фактор, как способ организации деятельности индивидов. Социальным институтам нельзя определять самостоятельные цели, так как они угнетают волю индивидов. Опираясь на эти взгляды, Вебер разработал оригинальную теорию, в основу которой положена концепция социального действия. В русле этой концепции находится и достаточно оригинальное научное исследование бюрократии, ее типов, функций и роли в обществе.


Похожие статьи:

Безнадзорные
Безнадзорные - это дети, которые проживают в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы отсутствует. В силу разных причин они уходят из дома, бродяжничают, ночуют на вокзал ...

Развитие социальной мысли в ХХ веке на примере личности
Социология – интегративная наука о системном понимании общества. Её предметом являются общие специфические законы развития, функционирования социальных систем, конкретные формы и проявления этих законов в деятельности общества, классов, с ...

Требования к моделированию
Моделирование должно соответствовать определенным требованиям: 1. Быть наиболее простым, наиболее удобным, давать информацию про объект, способствовать усовершенствованию самого объекта. 2. Способствовать определению или облегчению хара ...