Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения в современной России
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения » Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения в современной России

Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных ранее.

В последние 15 лет в России уделялось определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Был издан ряд законов и нормативных актов. Среди них: Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О первоочередных мерах по реализации всемирной Декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей в 1990-е годы»; Указ Президента РФ от 6 июня 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав»; Примерное положение Правительства РФ от 4 февраля 1994 г. № 1115-П 12 «О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», «Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской федерации до 2000 г.», Федеральные законы от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и другие с последующими дополнениями и изменениями.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Все они (экономические, политические, в сфере культуры и др.) выполняют функции контроля поведения людей в различных областях общественной жизни, в том числе и в сфере, касающейся отклоняющегося поведения. Особенно важно значение таких социальных институтов, как государство, партии, общественные организации и движения, суд, семья, образование и культура. Самым непосредственным образом они оказывают влияние на поведение людей, в основном на формирование молодого поколения.

На самом деле, разве, например, устойчиво сложившиеся моральные и правовые нормы (как вести себя, какая реакция общества на это поведение, ответственность и безответственность за свое поведение, за поведение других и т. д.) не сказываются на взаимоотношениях людей, на разных слоях населения, в том числе на детях?

При этом надо отметить, что различные социальные институты по-разному влияют на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся моральные нормы, привычки, традиции, ценности, идеалы, общественное мнение, различные формы собственности и разделения труда и т. д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство, общественные организации, школа и другие общеобразовательные учреждения) — более активно, т. е. решающим образом воздействуют (призваны воздействовать) на сознание и поведение людей. Хотя, естественно, обе группы этих институтов трудно разделить, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В последние годы среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество. Так, если в 1994 г. территориальных центров помощи семье и детям было 92, то по состоянию на 2002г. — 437; соответственно социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних — 60 и 376; реабилитационных центров для детей и подростков и подростков с ограниченными возможностями — 94 и 237; социальных приютов для детей и подростков — 173 и 490; других учреждений — 158 и более 200. В целом в Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. стационарных учреждений, полустационарных и нестационарных. Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей.

В этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно выделить следующие:

- адресность профилактической и другой работы — необходимость работы, в частности, именно с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т. д.;

- повышение активности использования выделяемых средств (здесь критерием может служить, например, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективе, на улице);

- наступательный, опережающий характер работы – не лечить «социальные» болезни, а предотвращать их, в том числе путем реализации соответствующей социальной политики государства (а также международного законодательства), предусматривающей, в частности, гарантии людям таких прав, как право на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации и т. д.), образования, воспитания, с помощью реального механизма реализации этих гарантий, который предусматривает ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами, школой, медицинскими и другими учреждениями;

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

IT-витрина
Все заявленные выше «е-перспективы» программы звучат заманчиво и обнадеживающе. Но что мы имеем сейчас? Совершив небольшой экскурс по официальным порталам региональных властных структур, которым определена роль основного звена практическо ...

Факторы дифференцирования доходов
Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от ...

Превращение разъединителей в соединители.
Если вы даже не собирались использовать теорию Фрэнка Карделла, то всё равно каждому из нас будет полезно почитать, как можно изменить свои черты характера и привычки. А. Низкая самооценка и отсутствие уважения к самому себе. Соединитель ...