Последняя группа – стереотипы оценки увиденного (конформизм в оценке, игнорирование оценки, нонконформизм, неверная оценка уведенного). Позитивный стереотип оценки увиденного: ориентация на замысел автора, творческая оценка, оценка с т.з полезности для саморазвития.
Выделим этапы технологии:
1. Диагностический. Педагог диагностирует зрительские интересы и потребности школьников, отношение к процессу просмотра телепередач, подход к их оценке, и особенности их восприятия учащимися.
2. Мотивационный. На этом этапе формируются позитивное, творческое, исследовательское отношение к просмотру телепередач и фильмов. Результатом этого этапа является формирование готовности к постановке личностно – значимых, развивающих целей просмотра телепередач.
3. Проектировочный. Педагог обучает школьников планированию просмотра телепередач, расширяет круг зрительских интересов и потребностей. Результат – формирование готовности к рациональному выбору телепередач.
4. Практический. Основная задача – работа над восприятием телепередач, а результатом будет являться – готовность к полноценному восприятию увиденного, т. е. восприятию осмысленному, заинтересованному.
5. Творческий. На этом этапе педагог учит школьников не только полноценному восприятию увиденного, но и критическому, творческому анализу, когда ученик выступает в роли соавтора фильма или телепередачи.
На каждом из перечисленных этапов для достижения планируемых результатов используется набор педагогических средств: форм, методов, приёмов работы с учащимися и родителями.
1. Беседа и анкетирование (Смотришь ли ты телевидение, видео? Какие передачи? Выбираешь ли ты их или смотришь всё подряд? Какие фильмы тебе нравятся? Почему? и др.) Для выявления особенностей восприятия можно организовать внеклассную этическую беседу, направленную на обсуждение какого- либо фильма. Результаты беседы и анкетирования можно занести в таблицу, а затем проанализировать на родительском собрании.
2. Педагогическое средство второго этапа – пятиминутки «Что мы читаем? Что мы смотрим?» (2-3 ученика в начале урока литературы рассказывают о том, какую передачу они смотрели последние дни, чем передача понравилась, запомнилась, а затем оценивают полезность данной передачи в баллах); составление рекламы и антирекламы на просмотренный художественный фильм ( реклама может быть оформлена в виде рисунка, стихов, показана как пантомима и тд.); этическая беседа «Зачем мы смотрим телевизор». Чтобы мотивировать родителей к семейному просмотру телевизора, можно организовать в классе «Вечер семейного просмотра фильма», на котором будут присутствовать педагоги, школьники, родители, где они вместе смогут обсудить увиденное произведение.
3. Проектировочный этап включает: составление плана просмотра телепередач, ведение дневников телезрителя (в первой графе ребёнок записывает автора и название передачи, а во второй – что приобрёл в ходе просмотра), задания для сравнения образцов высокой и низкой культуры. Можно провести лектории, круглые столы для родителей с целью расширить их представления о возрастных особенностях из детей.
4. Задания на сравнительный анализ увиденного, упражнения на развитие зрительских умений, этические беседы на актуальные темы с использованием материала телепередач, конкурсы на лучшего знатока какого – либо кинорежиссёра, актёра, игры «Поиск позиции», «Пойми меня», «Взаимопонимание» (Старшеклассники могут сравнить «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и современный детектив со сходным сюжетом, пьесу А. Островского «Бесприданница» и фильм «Жестокий романс»).
5. Эффективной формой работы на практическом этапе может служить созданный в классе клуб телезрителей. Раз в 2 недели могут проводиться заседания такого клуба, на котором организуются игры, викторины, происходит обмен мнениями, конкурс иллюстраций к увиденному и тд.[30].
Похожие статьи:
Приложения
Приложение 1
Индекс качества жизни в субъектах
Субъекты
Индекс качества жизни
Место
Субъекты
Индекс качества жизни
Место
Российская Федерация
0,70
Рязанская область
0,65
45
Москва
0,87 ...
Теории становления и развития власти
С возникновением в седьмом-шестом тысячелетии до нашей эры обществ, гораздо более крупных и совершенно непохожих на первобытные, связано появление городов, и характерного для них ярко выраженного неравенства, а так же появление упорядочен ...
Понятие нарративного анализа
Нарративный анализ – это качественный анализ материала нарративного интервью. Прочтение, интерпретация и анализ жизненных историй и иного нарративного материала может исходить из двух главных независимых измерений: "холистический под ...
|