Социальная работа с молодежью в службах занятости
Материалы и статьи » Социальная работа с молодежью в службах занятости

Молодежь – это одна из наиболее уязвимых возрастных категорий населения. Она относится к социально-демографической группе, переживающей один из важнейших жизненных периодов – вхождение в мир взрослых и адаптация к нему. Нельзя забывать о том, что именно на молодежный возраст выпадают одни из самых главных демографических и общественно значимых событий на жизненном пути человека – это окончание школы (получение общего образования), выбор образовательного учреждения для получения профессиональной подготовки и, следовательно, выбор будущей профессии, начало карьеры – трудовой деятельности, создание семьи, рождение детей. Это основные фазы жизненного цикла, которые необходимо учитывать в теории и практике социальной работы.

Молодежь – это возрастная группа, имеющая широкие возрастные рамки. Однако, поскольку в данной работе мы будем рассматривать молодежь через призму занятости и трудоустройства, мы определяем ее возрастные границы периодом от 16 до 30 лет, так как преимущественно в это время основная ее часть приобретает профессионально-трудовой статус значимый в обществе.

Тема нашей работы посвящена не только общим вопросам социальной работы с молодёжью в службе занятости, но, специального, профессиональному самоопределению в контексте жизненного пути. Данная тема на сегодняшний день довольно актуальна, так как изучение молодежи как группы и ее проблем во многом помогает определить проблемы общества в целом, а также перспективы его развития. Выбор профессионального пути в значительной степени определяет судьбу человека, его жизненный путь. Под выбором профессионального пути мы будем понимать не только выбор самой профессии, специальности по которой получают образование, но и поиск места работы, трудовой деятельности, которое может отличаться от полученного вначале образования.

Представления молодежи о профессиях и о состоянии рынка труда, в большинстве своем, оторваны от действительности, процесс принятия решения о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные» и «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это, в какой-то мере, проверка зрелости человека в деле выбора профессии и поиска работы. На сегодняшний день проведено достаточно много исследований по разработке данного направления. Например, А. Маслоу была предложена концепция профессионального развития, где он выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться. В работах Д.Л. Константиновского, В.Н. Шубкина, Е.И. Головахи есть обращение к категории «профессиональное самоопределение». Эти авторы изучали проблемы, связанные с социальной обусловленностью выбора профессий, изменением их престижа в обществе, а так же изучением профессиональных намерений и интересов. Что же касается проблемы жизненного пути, то она не является новой для психологии и социологии, но в социальной работе как концепция она отсутствует. В последнее время появляются работы, которые затрагивают проблему жизненного пути как непосредственно, так и опосредованно, и которые могут внести вклад в развитие теории и практики социальной работы.

В данной работе сделана попытка рассмотреть роль социальной работы в сфере занятости молодежи с позиции реализации жизненного сценария личности на этапе, когда осуществляется выбор профессионально-трудового и жизненного пути.


Похожие статьи:

Практическая часть
Социологи отмечают, что в современном обществе большинство молодёжи вступает в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по ...

Стиль компромисса("Лиса")
Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы дел ...

Средства массовой информации как предмет современных исследований
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного ...