Согласно И.С.Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека[22]. Необходимо рассмотреть процесс формирования профессионального самоопределения средствами профориентационной работы на школьном этапе. На каждом периоде этого этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
-начальная школа (1-4кл.) – формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
-первая ступень основной школы (5-7кл.) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
-вторая ступень основной школы (8-9кл.) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
-старшие классы (10-11кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Н.С.Пряжников рассматривает формы реальной профориентационной помощи для разных возрастных групп. Они представлены в ниже следующей таблице.
Формы профориентационной работы
Образовательные возрастные группы |
Формы реальной профориентационной работы |
1.Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 кл.) |
Увлекательные рассказы об интересующих профессиях. Помощь в выборе увлечения, хобби, кружка, секции. Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще и установление взаимосвязи учебных предметов с профессиями. |
2.Учащиеся 8-х -9-х классов |
Помощь в выборе профиля учебного заведения. Помощь в самопознании. Большой акцент - на ценностно-смысловые стороны профессионального труда. Знакомство с особенностями профессий и учебных заведений. |
3. Учащиеся 10-х -11-х классов |
Основной акцент - на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждения разных позиций). Больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения и на выбор конкретной специальности. Помощь в определении мотивов и целей профессионального выбора. Индивидуальный подход. |
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом будет зависеть от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями, поскольку истинные причины проблем профессионального самоопределения старшеклассников могут крыться в семье, в трудностях семейного воспитания, в гиперопеке или недостаточном внимании родителей к своему ребенку. Как отмечает И.С.Кон[23], попытки родителей ускорить, форсировать процесс профессионального самоопределения путем прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелания вообще чего-либо выбирать.
Похожие статьи:
Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России
Анализ показывает, что главные проблемы социально сферы России в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных гражда ...
Природа, культура и
общество. Основные понятия
Природа, культура, универсалии, этноцентризм, релятивизм, ксенофобия, понятия, отношения, ценности, нормы, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.
Словарь
1. Культура
— 1.Среда, искусственн ...
Государство и гражданское общество. Предпосылки и
процесс развития гражданского общества
Все пространство многогранной жизнедеятельности человека условно можно разделить на две большие социальные сферы: сфера государственно-политических отношений и сфера частногражданской жизни.
Первая представляет зону государственно-полити ...
|