Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками
Страница 5
Материалы и статьи » Социальная работа с молодежью в службах занятости » Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками

Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно молодой человек реализовал себя в избранной профессии.

На наш взгляд, школа должна не только формировать у учащихся общую готовность к труду, но и ориентировать их на работу в соответствии с потребностями рынка труда. Иначе невозможно преодолеть сложившуюся негативную ситуацию с положением молодежи в начале их трудового пути.

Размышляя о проблемах профориентации в современной России, Н.С. Пряжников отмечает[29], что все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Ученый замечает, что в нашей стране все еще нет должной системности, целенаправленности в профориентационной работе.

Структуру профориентации можно представить в виде треугольника, одной из сторон которого является знание требований профессии к человеку, второй – учет требований рынка профессий. В основании треугольника – учет индивидуально-психологических и других особенностей молодежи.

На наш взгляд, важно отметить, что вокруг школы существует множество государственных учреждений, которые готовят специалистов и принимают их на работу. И они тоже в соответствии со своими интересами проводят профориентационную работу.

Также значительная и реальная профориентационная работа ведется в районных службах занятости, относящихся к Министерству здравоохранения и социальной поддержки населения.

Например, профориентационные услуги в Ленинском районе г. Саратова в 2005 году получили 3771 человек (в 2003 году – 7417 чел., в 2004 году – 6219 граждан). В последние годы стали уделять все больше внимания молодежи, причем не только незанятой, но и учащейся. Это обусловлено экономическими процессами и демографической обстановкой. Профориентационная работа с молодежью актуальна и перспективна. В районном центре занятости сложилась система профориентационной работы с молодежью, предусматривающая индивидуальные и групповые консультации, вовлечение молодых людей в различные целевые программы и массовые мероприятия. В профориентационной работе с молодежью можно выделить следующие направления: превентивная профориентационная работа с выпускниками школ, средних специальных и высших учебных заведений; оказание организационно-методической помощи психологам и преподавателям учебных заведений; психологическая поддержка и мониторинг молодежного рынка труда и прогноз его развития; совместная деятельность с управлением и отделами образования; консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии; профориентационная помощь слабозащищенным категориям: детям-сиротам, детям-инвалидам, трудным подросткам; информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения; ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение базового профессионального образования; обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей профессию, навыкам поиска работы, самопрезентации (курс «Основы поиска работы»).

В 2006 и 2007 годах в Саратове и Саратовской области проводилась областная межведомственная профориентационная акция «Фестиваль профессий». Она была посвящена учащейся молодежи, вступающей во взрослую жизнь, и нацелена на оказание практической помощи выпускникам в планировании профессиональной карьеры. Более 70 тыс. старшеклассников стали участниками Фестиваля. Только службой занятости за три месяца его проведения (в 2006 году) организовано около 600 мероприятий. Фестиваль предоставил молодежи свободный доступ к самой широкой и подробной информации о рынке труда области, о богатом мире профессий, путях получения такого профессионального образования, которое гарантировало бы востребованность и получение достойного рабочего места. Только в Ленинском центре занятости населения в рамках Фестиваля были проведены следующие мероприятия: «День профессии», «Ярмарка профессий», «День карьеры», профориентационная страничка «Я и моя будущая профессия», «День профконсультанта» в школе-интернате №3. Для школьных психологов был проведен семинар по обучению основам профессиональной работы с учащейся молодежью. С целью формирования у школьников положительной мотивации к выбору рабочих профессий и инженерно-технических специальностей было проведено 4 экскурсии на предприятия Ленинского района. Проводился конкурс в СОШ Ленинского района «Лучший уголок профориентации». На предприятии ООО «Торекс» была проведена профориентационная игра «День дублера». В процессе игры учащиеся в течение рабочего дня исполняли обязанности руководителей предприятия и его структурных подразделений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Диалектика личных и общественных интересов.
Развитие личности имеет «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в её активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни в рамках общественной системы. Высшей формой активности личности в современном ...

Группировки населения
Население подразделяется: на экономически активное население, трудоспособное население. Экономически активное население охватывает всех лиц обоих полов, которые предоставляют свой труд для производства экономических товаров и услуг в т ...

Основные приёмы социологического исследования. Формирование социологической выборки. Типы выборок
Организация социологического исследования - сложный и многоплановый процесс. Рассмотрим основные его составляющие. Весь изучаемый социальный массив социологи называют генеральной совокупностью, конечно, для исследования берется какая-то ...