З. Фрейд о структуре личности
Страница 2
Материалы и статьи » З. Фрейд о структуре личности

В общественном мнении Зигмунд Фрейд стоит в одном ряду с Коперником и Эйнштейном, считается одним из самых бесстрашных умов мировой науки, ученым-революционером, совершившим дерзкий интеллектуальный прорыв в сферы «глубинной психологии», куда до него наука почти не проникала.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда – учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Теория Зигмунда Фрейда о структуре личности логически вытекает из его учения о природе и сущности человека. По мысли ученого, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания изначально присущие человеческому организму. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. Например, он полагал, что в каждом человеке от рожденья заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажды убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Об этом, в частности, Фрейд писал в своей работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии», где он выдвигает весьма оригинальную гипотезу происхождения культуры и религии, а также в своей Автобиографии, на страницах которой он, в том числе, кратко излагает эту работу. Опираясь на предположение Чарльза Дарвина о том, что первоначальной исторической формой организации людей, возможно, была орда, над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец, Фрейд стремился доказать, что судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества, что возникшие в ней первые стереотипы социального поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой происхождение важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности, религии и других социальных феноменов человеческого существования.

Согласно гипотезе Фрейда доисторической, первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности (полярно-двойственной природы человеческих чувств): дети, по Фрейду, ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремления к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им. Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений, сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали). Это расщепление психики личности первобытного человека объяснялось Фрейдом тем, что в результате своих действий первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь. Эти чувства якобы и вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства). Так, по Фрейду, чувство вины и страха привело первобытных людей к установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей, например, первобытной религии (тотемизма), суть которой трактовалась как символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого потом занял Бог. Далее Фрейд утверждал, что последовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста и убийства), однако, заявлял ученый, влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью.[2]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Функции института государства
Общество является сложным социальным образованием, и си­лы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В свя­зи с этим институты имеют явныефункции, которые легко р ...

Причины девиантного поведения
Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежит в их основании. Тем не менее, исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин, за ...

Социальная мобильность: сущность, типы
Исследование социальной мобильности теснейшим образом связана с теорией социальной стратификации. Социальная стратификация, на наш взгляд, в первую очередь и опосредует желание человека перемещаться из одного социального слоя в другой. Э ...