З. Фрейд о структуре личности
Страница 6
Материалы и статьи » З. Фрейд о структуре личности

Рассматривая взаимодействие сфер личности, Зигмунд Фрейд указывал на извечную и непреодолимую противоречивость этого процесса: «Я-идеал является… наследником Эдипова комплекса и… самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо. Выставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. В то время как Я является преимущественно представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира или Оно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и Я-идеалом в конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров».[12] по сколько фишек раздавать в покере каждому

Как психоаналитик Фрейд объяснял чувство вины у неврастеников влиянием «Сверх-Я». С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривается в том, чтобы освободить «Я» от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил «Я» спасается с помощью специальных «защитных механизмов», образовавшихся в результате эволюции человека.

Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал сублимацию – процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом; вытеснение – бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания; проекцию – неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям; рационализацию – бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны; реактивное образование – изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную; фиксацию поведения – тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению; регрессия – переход на более примитивный уровень мышления и поведения.

Примером, скажем, последнего, по мнению Фрейда, может служить «чудо», когда индивидуальное развитие личности бесследно – хотя и временно – исчезает, о чем ученый пишет в своей научной работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». Это происходит, когда «отдельный человек отказывается от своего «идеала я» и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде», которому порой необходимо всего лишь «обладать типичными качествами индивидов в особенно остром и чистом чекане и производить впечатление большой силы и либидозной свободы, и сразу на это откликается потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую он и не стал бы претендовать».[13] Так индивидуальное сознание заменяется массовым, которым манипулирует вождь, с одной стороны налагая на человеческие «Я» ограничения, с другой стороны поощряя время от времени прорыв запрещений, на что по Фрейду указывает установление праздников, «которые ведь по сути своей не что иное, как предложенные законом эксцессы; это чувство освобождения придает им характер веселья. Сатурналии римлян и современный карнавал совпадают в этой существенной черте с празднествами примитивных народов, которые обычно завершаются всякого рода распутством, при нарушении священнейших законов. Но «идеал я» охватывает сумму всех ограничений, которым должно подчиниться «я»; поэтому отмена идеала должна быть грандиозным празднеством для «я», которое… могло бы быть довольно самим собой».[14] Таким образом, отказ человека от индивидуальности и замена ее массовым сознанием, время от времени высвобождает инстинкты, тяготеющие к первобытным. Это, по сути, и есть регрессия. Правда, как я уже отмечал, Фрейд считал, что потеря человеком индивидуального развития – дело временное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом
Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет специалист по социальной работе, не рядоположены и не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образо­вание в самой практической деятел ...

Учение о законах развития общества
Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной динамике, органически взаимосвязано с учением о законах его функционирования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные о ...

Средства массовой информации как предмет современных исследований
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного ...