З. Фрейд о структуре личности
Страница 3
Материалы и статьи » З. Фрейд о структуре личности

Из этой гипотезы, как мы видим, также вытекает, что феномен, обозначенный Фрейдом как «Эдипов комплекс», был присущ человеку с момента его возникновения и является чуть ли не субстанциональным началом и базисом человеческого бытия. По мнению Фрейда, разработанный им комплекс Эдипа действительно играет наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека. Исследуя сновидения своих пациентов, ученый обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о снах, основным мотивом которых была половая связь с матерью. Усмотрев в этом определенную тенденцию, З. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу, Фрейд назвал Эдиповым комплексом. Наименование здесь не случайно. Оно связано с его психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воли и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии. Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. Как считал Фрейд, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами – каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения не осознаются их носителем. Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека. Согласно психоаналитической теории Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что проявление данного комплекса происходит тогда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики личности человека согласно Фрейду вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (неосознаваемых) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов. Именно в Эдиповой ситуации усмотрел Фрейд-психопатолог комплексное ядро всех неврозов, ибо чувство вины здесь создает конфликт между сексуальными влечениями и желаниями с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями с другой. Вследствие подавления эротического влечения наступает невроз. Между тем, как считал Фрейд, подавление и реализация сексуального инстинкта составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности. По мнению ученого, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая всегда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод. Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон – от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности. Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм – объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов. Однако в 1914 году Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. Началась первая мировая война, и у Фрейда появились пациенты, которые страдали от неврозов связанных не с сексуальными переживаниями, а с испытаниями военного времени. Фиксация новых пациентов ученого на травмах, вызванных встречей со смертью, дала ему повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т.п. Этот особый инстинкт, лежащий наряду с сексуальным в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос, как антипод Эросу – силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле слова. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. Тем самым агрессивность вводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. «В своих… работах («По ту сторону принципа удовольствия», «Массовая психология и анализ человеческого «я»», «Я и Оно»), – писал З. Фрейд в своей Автобиографии, – я… предложил… новое решение проблемы влечений. Я объединил самосохранение и сохранение рода понятием эрос и противопоставил ему бесшумно действующее влечение к смерти или разрушению… Совместное и противоположное действия Эроса и влечения к смерти составляет для нас картину жизни».[3] Таким образом, Фрейд пришел к выводу, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт саморазрушения). Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, ученый считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

сущность организационно-распорядительных методов социальной работы
Методы — это совокупность приемов, операций и кратчайший путь достижения поставленной цели. В социальной работе — это способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (научно-исследовательской или практической). Для лучшего ...

Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям
Бедность как результат экономического неравенства в распределении национального продукта присутствует в любой экономической системе, различаются лишь ее формы и масштабы в зависимости от социальных регуляторов, которые вырабатывает общест ...

Профессиональная ориентация и трудоустройство военнослужащих и их семей
Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права по трудоустройству и социальному обеспечению. Предоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращ ...